Новости Александр Невзоров От Эколь Невзорова Лошади Лидия Невзорова Лошадиная Революция
Научно-исследовательский центр Фильмы Издательство Homo. Антропология Фотогалерея СМИ Ссылки Контакты

Интернет-магазин



Да, мой конь умеет читать по-латыни! Жара, №14 (23), 12-18 апреля 2010

9 апреля Первый канал покажет новый фильм пламенного защитника животных

Последние несколько лет имя автора «600 секунд» вызывает исключительно «живот­ные» ассоциации: он снял уже несколько фильмов о лошадях, и на этой неделе Первый канал покажет новый - «Манежное лошадиное чтение». Впрочем, Невзоров предпочитает называть его по-латыни: Lectio Equaria Palaestra, или сокращенно – L.E.P.

Ту невероятную теорию, что лошади способны читать и считать, пытались доказать давно. Но не всегда сторонникам этой удивительной идеи везло. В семнадцатом веке бедолагу Орнольфини, поражавшего публику лошадиным чтением, изрезали шпагами. Немецкий доктор Карл Кралль потерял своих талантливых в арифметике лошадей на войне 1914 года. В двадцатых годах прошлого века американец Уильям Кей не устоял перед соблазном и про­дал свою читающую лошадь за тридцать тысяч долларов.

Невзорову и его ученому коню посчастли­вилось больше. Собственно, потому и по­явился этот фильм, сочетающий увлекательный рассказ об их предшественниках  - потрясающих исследователях, ло­мающих все стереотипы, - с подлинными уроками манежного чтения, которые проводятся в организованной Невзоровым уникальной школе воспитания лошадей...Для создания 103-минутного фильма потребовалось пятьсот пятьдесят дней, четыреста актеров, полторы тысячи исторических костюмов, тысячи патронов, шпаг, пистолетов, броневиков, старинных авто... И это не считая ста пудов подробнейшего знания, добытого Невзоровым (тyт, кстати, пришлось его знание старофранцузского, латыни и языка индейского племени лакота) из многовековой истории взаимоотношений человека и лошади.

Мозгу лошади нужны «плавсредства»

Александр Глебович, в вашем фильме лошадь при помощи табличек с латинскими словами описывает предмет, ситуацию. Но ведь этого не может быть, потому что не может был никогда!

Демонстрации лошадиного чтения в истории уже были, и каждый раз это сопровождалось огромным общественным резонансом, подозрениями в колдовстве и жульничестве. На самом деле здесь нет ничего чрезвычайного. Мозг лошади сопоставим с мозгом человека: если дать ему такие «плавсредства», как графические символы в виде алфавита, появляется возможность организовать интеллект, разум. А значит, лошадь можно научить ассоциировать, приходить к обобщениям, делать выводы...

В фильме на латыни читает конь Каоги из вашей личной конюшни. Не боитесь, что вас обвинят в фокусе?

В Германии был некто Вильгельм фон Остен - он горячо стремился доказать всем, что лошадиное чтение - не жульничество. И в конце концов, когда ему сделать это не удалось, он умер от злости. Ошибка ученого немца в том, что он пытался кого-то в чем-то убедить. Мне совершенно наплевать, поверят мне или нет. Это фильм для тех, кто понимает суть вопроса: лошадь способна к демонстрации базового интеллекта.

Говорят, вы даже собственноручно препарировали лошадиный мозг...

К тем 160 мозгам, которые я уже вскрыл как патологоанатом, надеюсь, за мою жизнь прибавится 500 препаратов как минимум. Не берусь судить, достоин ли я называться учеником профессора Гайворонского, завкафедрой анатомии Петербургской Военно-медицинской академии, благодаря которому я все знаю и который занимался со мной много и кропотливо, но на лекции к нему, на секции и препарации я ходил, хожу и буду ходить.

 И все это ради доказательств высокого интеллекта лошади?

Не надо говорить, что он высокий или низкий. Это понятия философские. Мы говорим о возможностях мозга, о способности лошади овладеть теми навыками разума, которые позволяют быть интеллектуально полноценным существом.

Вы постоянно заявляете, что конный спорт надо стереть с лица земли. Ведь, по данным западных страховых компаний, в конном спорте лошадь умирает в семилетнем возрасте, тогда как при нормальном содержании она живет до сорока лет. А все потому, что в спорте причинение боли является залогом результата. Ваш новый фильм - еще один удар под дых спортсменам-конникам?

Конечно. Если зритель понимает, что в фильме нет трюка, если он верит в разум лошади, то у него в голове начинает вы­страиваться чудовищная цепочка мыс­лей. Кто мы на самом деле? Мы самоуспокаиваем себя, что те, кого мы уничтожа­ем, не понимают того, что с ними делают, что у них нет разума. Это зоологический фашизм. Лично мне эти фашистские ме­роприятия не нравятся, и я не хочу в них участвовать.

Цирки надо сжигать

Фильм у Невзорова хоть и новый, но дует он, конечно, в старую дуду. Лошадь умна и благородна, она способна служить чело­веку без принуждения и причинения ей боли. Долой конный спорт, эту человече­скую забаву в чистом виде. Долой барское обзаведение лошадьми, когда лошадь круглосуточно стоит в стойле, получая артро­зы, артриты и болезни копыт. Да здравствует новый, гуманный стиль взаимоотношений человека и лошади!

Вопрос в связи с манежным чтением. Если лошадь готова изумлять человека осмыслением символов, то почему цирк до сих пор не взял на вооружение это ее умение? И не захотят ли циркачи после выхода невзоровского фильма срочно вернуть упущенную выгоду?

От цирка эти методики сумели сохранить на протяжении четырехсот лет, и через меня они не уйдут в дурные руки тоже. Я их раскопал, изучил, дополнил и передаю лишь тем ученикам, которые не используют их для развлечения, для популяризации цирка. Цирк - это изощренное издевательство над животными. Вы радостно аплодируете слону, который подкинул для вас мячик, и не понимаете, что у него насквозь, до кости, прогнили копыта, потому что 23 часа в сутки он стоит на мокром от мочи помосте, прикованный за три ноги. А от тигра добиваются послушания при помощи электрошокера и ударов по зубам...


На прощание возмутитель спокойствия признается, что с удовольствием понаблюдал бы одновременный пожар всех цирков мира с последующим их сносом... А я с сожалением думаю, что рук у него, увы, на все не хватит. Дай-то Бог успеть за жизнь управиться с «лошадиной темой». Однако не все безнадежно, и за цирки скоро возьмутся: подрастает новый Александр Невзоров. Сейчас ему три года и два меся­ца, и он уже с интересом листает анатомические атласы и прочие научные книжки...

Татьяна МАКСИМОВА. Фото: Лидия НЕВЗОРОВА

    

 



Copyright © NEVZOROV HAUTE ECOLE, 2004 - 2011.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены
в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.HauteEcole.ru обязательна.
При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.HauteEcole.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: Journal@HauteEcole.ru