Новости Александр Невзоров От Эколь Невзорова Лошади Лидия Невзорова Лошадиная Революция
Научно-исследовательский центр Фильмы Издательство Homo. Антропология Фотогалерея СМИ Ссылки Контакты

Интернет-магазин



Нечеловеческие способности. Итоги, №14 / 721 (05.04.10).

На этой неделе в программе "Премьера со зрителями" будут обсуждаться два не слишком связанных друг с другом вопроса: думают ли животные и стоит ли показывать насилие на экране? В принципе, оба вопроса достойны отдельного рассмотрения, и однозначного ответа на них не существует. А связало их документально-художественное расследование Александра Невзорова - как всегда у этого автора - яркое, провокационное, местами задорно-аляповатое и способное по части занимательности дать вперед сто очков форы какому-нибудь Дэну Брауну. Элегантные кадры, где умная вороная лошадка по имени Као ведет со своим вежливым хозяином диалог на латыни, чередуются с историко-фантазийными сценами, где люди разных эпох бросают вызов косности, власти или Церкви и, увы, безжалостно убивают друг друга.

Драматургия выстроена вокруг опытов Карла Кралля и его книги "Мыслящие животные", изданной в Германии в начале ХХ века и вызвавшей ожесточенные споры только появившихся зоопсихологов. Кралль был торговцем ювелирными изделиями, возможно, масоном и фанатом некой методики обучения лошадей грамоте и счету. "Некой" - потому что L.E.P. (от Lectio Equaria Palaestra, что примерно переведено в названии фильма) представляется эзотерическим знанием, из которого непосвященным можно предъявлять только результат. Недаром финал своей книги Кралль зашифровал. Возникновение этой методики обычно ведут от Вильгельма фон Остена и его лошади, оставшейся в истории как Умный Ганс. Кралль был вдохновлен ее талантами и сделал много для того, чтобы отстоять лошадиный ум. Впрочем, у Кралля были и другие лошади - они даже извлекали квадратные корни.

Невзоров же устремляется в глубь веков, где стремянный-экюйе Арнольфини, учивший верховой езде Людовика XIV, соседствует с тамплиером Гуго де Пейро, отцом современной анатомии Андреасом Везалиусом, шутом-карликом Карла I "лордом Минимусом", девочкой-гусем, которой генерал Беклемищев развлекал своих гостей, тайными ритуалами масонской ложи "Мицраим" и вечной добротой проституток, сохранивших для истории лошадиную азбуку. Нет тут только почему-то страны разумных лошадей, описанной Свифтом. Но сюжетов много. Они разыграны в специально сшитых для фильма костюмах и обильно политы клюквенным соком киношной крови. Впечатление, будто посмотрел целый сериал. Искать упомянутых исторических персонажей в Интернете можно полдня. Короче, Би-би-си должно сдохнуть от зависти - их "документальные сказки" про египетских фараонов и загадки майя сделаны попроще.

Конечно, к фильму возникнет много вопросов, и часть из них будет задана в студии после эфира. Да, автор этой доку-драмы весьма вольно обходится с историческими фактами. Безусловно, от конской грамоты остается ощущение мистификации. Но это не такая уж беда. У зрителя должен возникнуть свой исследовательский азарт. Для этого все жанры хороши, кроме скучного. А вот стоило ли делать сцены пыток и казней столь красочными и подробными? Ведь это сразу отсекает не только нервных дам, но и детскую аудиторию, для которой такие просветительские проекты прежде всего и предназначены.

Ирина Любарская

http://www.itogi.ru/arts-tele/2010/14/150752.html



Copyright © NEVZOROV HAUTE ECOLE, 2004 - 2011.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены
в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.HauteEcole.ru обязательна.
При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.HauteEcole.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: Journal@HauteEcole.ru