Новости Александр Невзоров От Эколь Невзорова Лошади Лидия Невзорова Лошадиная Революция
Научно-исследовательский центр Фильмы Издательство Homo. Антропология Фотогалерея СМИ Ссылки Контакты

Интернет-магазин



Сеятель разумного. Ваш досуг, №44, 10-21 ноября 2010

Тележурналист Александр Невзоров все чаще становится автором эпатажных проектов: пару недель назад в Питере открылась его анатомическая выставка, а теперь выходит книга «Краткая история цинизма».

52-летний Александр Невзоров - знаменитый советско-российский телерепортер. Автор культовой программы «600 секунд» (1987-1993). Создатель бесстрашных репортажей из горяч их точек. Защитник Белого дома (1993). Консультант Бориса Березовского (1994-1998). Автор и режиссер нескольких художественных и документальных фильмов о Чеченской войне и о лошадях. Основатель конной школы Nevzorov Haute Ecole.

В апреле этого года Первый канал показал художественно-документальный фильм Александра Невзорова «Манежное лошадиное чтение». Речь в нем шла о том, что лошади обладают разумом, не уступающим человеческому. И что при желании любого коня можно научить читать и выражать свои мысли. «Манежное лошадиное чтение» стало бомбой эфира. Несколько месяцев подряд фильм бурно обсуждался в интернете. Одни обвиняли Невзорова в сектантстве и безумии. Другие называли его человеком, открывшим новую эру взаимоотношений человека и природы.

Сейчас у Невзорова готовы два новых проекта. Во-первых, он выступает как куратор выставки «Тело человека: мертвые учат живых». На ней представлена жуткая коллекция человеческих органов из анатомического музея Военно-медицинской академии им. Кирова. Причем наряду со здоровыми частями тел показаны и больные. Выставка проходит в центре Петербурга, в комплексе «Толстой сквер». А во-вторых, Александр написал книгу про цинизм. «ВД» попытался выяснить, зачем лучшему репортеру России, депутату Госдумы четырех созывов и помощнику Валентины Матвиенко все это нужно.

Почему вы написали книгу про цинизм?

Цинизм - это не хамство и не грубость. Цинизм - это искусство называть вещи своими именами. То, что сформулировано точно, без всяких лишних корректностей, получается очень цинично. Вот потому я и говорю, что цинизм - это искусство. Я написал книгу об одном из видов искусства.

Ваша выставка в Питере может шокировать зрителя — вы показываете реальные мертвые тела и органы. Чем ваша экспозиция отличается от знаменитой выставки «Мир тел» Гюнтера фон Хагенса (анатом, который изобрел метод пластинации, позволяющий сохранять внешний вид трупа)?

Отличается кардинально. Хагенс, что называется, некрофил. То, что он делает в анатомии, - далеко от науки и от того, что меня интересует. Вот вы наверняка не отличите, где на экспонатах Хагенса, представляющих систему кровообращения, приклеены крашеные нитки. В «Мире тел» все делается ради эффектного шоу, и это тоже нормально. Я не говорю, что Хагенс плохой, даже не всегда поддерживаю прозвище, которое он имеет в среде анатомов - Фредди. Его так называют из-за дикой шапочки, которую он носит. На самом деле науки в его работах - ноль. Наша же выставка - строго академическая. Отчасти она продиктована желанием похвастаться - ну а для чего еще люди устраивают выставки? У меня возникло жуткое желание похвастаться величием русской анатомической школы. Создавал выставку один из самых выдающихся анатомов нашего времени. К сожалению, он очень скромный человек, профессор Иван Васильевич Гайворонский, руководитель кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии, доктор наук и так далее. Фанат анатомии. Выставка является, по сути, его авторским произведением. Также там есть и ряд препаратов из закрытого Музея академии.

А почему музей закрыт?

Его зал не предназначен для большого количества посетителей. Он очень камерный. И, кроме того, он находится в расположении военного учреждения, свободный доступ с улицы туда нереален.

На вашей выставке есть какие-то тайные экспонаты из этого музея? Например, тела инопланетян?

Нет, о существовании инопланетян науке неизвестно. Но есть предельно ценные экспонаты. Скажем, те, что созданы голландским анатомом XVII века Фредериком Рюйшем. Имеются там и уникальные скелеты египетских жриц, уникальные анатомические и тератологические препараты уродства. Обязательно приезжайте в Санкт-Петербург на нашу выставку, она производит предельно сильное впечатление! Пока там всего пять обмороков. Я считаю, что для такой выставки маловато.

Вы по-прежнему учите лошадей читать по-латыни? Зачем?

Это традиция. Не я ее придумал, а потому не мне ее и отменять.

Кто придумал?

Ее придумали в XVII веке. Это старинная тайная практика, которая легко и убедительно доказывает, что, увы, разум не является привилегией и особым отличием человека, а присущ и другим видам живых существ.

И поэтому вы призываете людей не есть мяса?

Неправда. Я никого не принуждаю и не уговариваю не есть мяса. И даже сам факт, что я не ем мяса, скрываю от общественности. Но если на меня начинают сильно наезжать, я говорю, что болезни не входят в число моих ближайших планов. Достаточно элементарного знакомства с физиологией, чтобы понять - человек не предназначен для поедания мяса. Я не ем мяса отнюдь не по поэтическим причинам.

У вас есть какие-то более обывательские интересы? Ну, там, в театр вы ходите?

Я хожу только тогда, когда мне нужно посмотреть на актеров, которых я подбираю на роли. Для меня все строго утилитарно. Я не зритель с биноклем, я даже предпочитаю смотреть спектакль из-за боковой кулисы, потому что актера видно лучше всего оттуда.

И на кого за последнее время упал взгляд?

Меня поражают те ребята, которые составляют нынешнюю труппу «Лицедеев». Поражают своей актерской техникой и еще больше - моей собственной уверенностью; я на них смотрю и знаю, что под их паясничаньем и клоунством таятся серьезные навыки великих актеров. Это касается и Соловьева, и Лейкина, и Либабова. Еще я обратил внимание на удивительный выпуск курса Григория Козлова Санкт-Петербургской академии театрального искусства - там есть блистательные актеры и актрисы, которые должны непременно прогреметь.

Текст: Лиза Новикова

http://pressa.ru/Flexreader/show?id=5585 



Copyright © NEVZOROV HAUTE ECOLE, 2004 - 2011.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены
в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.HauteEcole.ru обязательна.
При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.HauteEcole.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: Journal@HauteEcole.ru