Анна Некрасова, художник по костюмам: Чем больше в историческом костюме ручной работы, тем больше зритель чувствует правду веков.

Удивительное дело, но даже самый глубокий и сложный фильм — встречают все-таки по одежке. Более того: когда начинаешь разбираться, понимаешь, что одежка — а точнее, результат того титанического труда, который выполняют на съемках исторических фильмов художник по костюмам и его помощники — очень мощно работает на ясность и пронзительность этой идеи, ради которой и создается фильм. О том, как именно происходит эта работа и об интригующих ее деталях — рассказывает художник по костюмам фильма «Манежное Лошадиной Чтение» Анна Некрасова.

Lep_int_nek
Эпизод «Масонская Ложа»

Какое у Вас сложилось впечатление от работы над этим фильмом?

А работать с большим количеством эпох, стилей и образов – это всегда интересно и увлекательно!

Но сложно?

Любой исторический фильм требует больших затрат на изучение, изготовление, освоение исторического костюма, как в области теоретической подготовки так и в финансово-технологическом плане. Успешный экскурс в прошлое возможен, но лишь при хорошей подготовке и профессионализме.

Кстати, насколько я знаю, этот фильм наполнен костюмированными сценами из истории…

Да, задействованных костюмов было достаточно много.

Расскажите о них!

В первую очередь это уникальные костюмы, сохранившиеся благодаря заботливым рукам костюмеров цехов к/с «Ленфильм». Это костюмы, впитавшие дух и пот, своих героев, которые жили и умирали, любили и ненавидели. Таковые требовались по специальному пожеланию режиссера или для большей достоверности. Другие костюмы создавались специально. Пошив новых костюмов – запланированная мера, как в любом авторском кино. Костюмы выполнялись в соответствии с историческими эпохами, по заранее разработанным и утвержденным режиссером эскизам, учитывая опыт прежних лет.

lep_int_nek2
Часть костюмов для этого эпизода были пошиты Анной специально для «L.E.P.».

Прялка, костяные иглы…

Зря смеетесь. Современные технологии помогают нам максимально приблизиться к былым векам, но вот парадокс: никто ещё не придумал новых инструментов для приведения замысла в форму. Это все те же ножницы, игла и нить. Более позднее изобретение – швейная машинка – позволяет выполнить костюм быстрее, но зачастую лишает его легкости и «дыхания». Поэтому чем больше в историческом костюме ручной работы, тем больше зритель чувствует правду веков.

А актер? Актер в этом костюме правду веков чувствует?

Для профессиональных артистов это слагаемые той «азбуки», из которой формируется образ героя. Для «непосвященных» могу сказать, что на один исторический костюм, в зависимости от эпохи и назначения, в среднем уходит 12-15 метров ткани. Плюс отделка и декор, плюс все детали и элементы костюма – обувь, ремни, украшения и т.д. Всё это складывается в килограммы и становится неподъемным, в отличие от современного костюма, который зачастую состоит из лоскутка ткани и верёвочки, умещающихся на одной лёгкой вешалке. Если говорить о пластике артиста, комфортность костюма очень важный момент.

Костюмом можно добиться какой-то особой выразительности?

Конечно. Исторический «корсетный» крой заставляет держать осанку, накрахмаленные воротнички – «держать голову» на плечах, а милым дамам придают шарм и очарование шляпки и шпильки. В иных случаях страдание на лице или злая гримаса помогают создавать «неудобная» обувь после современных кроссовок или «тесный» головной убор после бейсболки. Костюм помогает актеру проживать не только характер, но и эмоции своего героя.

lep_int_nik3
Золотое шитье костюмов Великих Офицеров пришлось имитировать с помощью кисточки, клея и золотой пудры.

А «L.E.P.» по поставленным задачам, по характеру процесса – к какому типу фильмов Вы его отнесли бы?

По художественному характеру, это исторический сложно-постановочный фильм, требующий колоссальных усилий и затрат от всех участников съемочной группы. По своим ощущениям и эмоциям, фильм можно сравнить с кардиограммой биения сердца, с лунными циклами, вспышками на солнце…Для меня это фильм откровение, может быть это свидание с истиной или просто красочный «вымысел». Неудивительно, что горячих споров так много – такой уж этот фильм…

Беседовала Алина Нос.



О том, как невысокие, но очень хитрые интриганы оказываются под девичьими юбками, а также о многом другом — читайте в следующем номере журнала «Nevzorov Haute Ecole» в продолжении рассказа Анны Некрасовой.