Деловой Петербург, 2 ноября 2010.
В Петербурге открылась выставка «Мертвые учат живых», где выставлены забальзамированные человеческие тела. Похожая выставка за рубежом вызывает не только скандалы, но и позволяет хорошо заработать.
По залу, между скелетами, забальзамированными человеческими телами и заспиртованными внутренними органами, бродит пара десятков человек в сопровождении экскурсовода. В самом зале, можно сказать, темновато, хорошо освещены лишь экспонаты.
- Вот недавно в Россию приезжал губернатор Калифорнии Шварцнеггер, – доносится издалека голос экскурсовода. – Если бы можно было постоять рядом с ним в полной тишине, то вы бы услышали, как работает искусственный клапан (железный Арни перенес операцию на сердце в 1997 г. – «ДП»). Клапан вставляется вот сюда.
Экскурсоводами на выставке трудятся интерны и преподаватели Военно-медицинской академии (ВМА) им. С.М.Кирова. Главная задача выставки, говорят ее организаторы, – наглядно и не занудно рассказать о том, как устроено человеческое тело (с этим экскурсоводы, безусловно, справляются). Ведь и сама выставка называется научно-просветительской, подчеркивают они.
Организаторы зазывают посетителей на свою экспозицию, расположенную в бизнес-центре «Толстой сквер», сообщая, что коллекция забальзамированных тел ранее была практически секретной, недоступна и неизвестна обществу, и видеть ее могли только специалисты. Иван Гайворонский, профессор, академик ВМА, научный руководитель проекта, говорит, что идея организовать выставку родилась лет 10 назад. Но надо ведь иметь не только что выставлять, но и очень большую инфраструктуру, отмечает он.
- Иван Васильевич, а расскажите как можно проще, в чем суть полимерного бальзамирования? – прошу я.
- Суть технологии – создать биологический объект, – с удовольствием откликается Гайворонский, ну и отвечает, естественно, как настоящий ученый. – Его пространственно-анатомические взаимоотношения, но с полной остановкой процессов гниения и разложения тканей. Задача – сделать экспонат экологически чистым, износостойким, можно сказать, вечным. Мы даем гарантию до тысячи лет, если его не подвергать, не жечь и так далее. Задача – сделать его эстетическим. У нас так говорят: «Анатомия дурно пахнет, трудно запоминается и быстро забывается». Благодаря этой технологии анатомия не пахнет, легко запоминается и не забывается.
Иван Гайворонский говорит, что закрытых анатомических музеев полно в стране, они есть при многих анатомических кафедрах, а «Мертвые учат живых» – это первая открытая выставка в России подобного рода. В России, но не за рубежом. Там уже давно гастролирует по городам и весям скандально известная экспозиция «Миры тела» (Body Worlds) скандально известно Гюнтера фон Хагенса, которого прозвали Доктором Смерть. Выставку Хагенса посетили уже 30 млн человек. Недавно этот немецкий ученый прославился еще и тем, что открыл интернет-магазин, в котором продаются забальзамированные части тела.
- Надо отметить очень большие заслуги доктора фон Хагенса, в том, что он впервые эту технологию бальзамирования разрекламировал и придал ей современный акцент. – говорит Иван Гайворонский. – Он создал школу, которую прошли очень многие анатомы, в том числе, из России. Прошли тысячи. На сегодня около 150 лабораторий бальзамирования. У нас собственная модификация, в том числе другие подходы к демонстрации экспонатов. Мы не делаем из анатомии шоу, как Хагенс, наши цели – просветительские, настаивают организаторы петербургской выставки. Однако и сам Хагенс пишет на своем сайте, что главная цель выставки «Миры тела» – образовательная.
Организаторы выставки не скрывают, что хотят заработать на своих, скажем так, необычных экспонатах. Они отказываются называть имена людей, которые вложили деньги в создание выставки, и сумм, которые были потрачены. Не говорят, какие выгоды получает ВМА за то, что сдает экспонаты, так сказать, в аренду.
- Это коммерчески рискованный проект, сделаны большие вложения, – говорит директор выставки Ольга Данилова. – Нам пришлось брать кредиты. Вот отдать бы их теперь.
По словам Даниловой, за первые десять дней работы выставки пришло около 2 тыс. человек. То есть за месяц доход может составить (если учесть, что средняя стоимость билета – 300 рублей) больше 1,5 млн рублей. К нам приходят разные категории – от школьника до глубокого пенсионера, говорит Гайворонский.
- Может, выставка поедет и за рубеж. – размышляет ученый. – А почему бы и нет? Нам есть чем гордиться, не зря же мы получили госпремию за инновационные технологии полимерного бальзамирования – это признание на уровне руководства государства. У нас есть экспонаты, которых нет ни в одном музее мира. Не то что страны. Различные опухоли, пораженные туберкулезом легкие, врожденные аномалии развития, переломы костей, камень в желчном пузыре, который больше килограмма весит и многое другое.
- У нас тут экс-клю-зи-вы, так что ограничиться Петербургом – это будет просто грешно, – резюмирует Иван Гайворонский.
Да и неразумно, хочется добавить, ведь это, как говорится, живые деньги.
Василий Латенко
http://www.dp.ru/1002vg