Невское время, 10 ноября 2010.
В комплексе «Толстой сквер» открылась необычная выставка.
Не скрою: первоначальная информация об этом событии повергала в шок и изумление. Представьте себе, что выставка называется «Тело человека: мертвые учат живых». Чуть позже выяснилось, что вторая часть названия – русский перевод с латыни известного девиза анатомов начиная с XVI века. На языке оригинала он звучит не так шокирующе: Mortui vivos docent. Это и объясняет содержание экспозиции, в которой представлены уникальные анатомические препараты. Адрес их настоящей прописки – кафедра нормальной анатомии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. А придумал и организовал выставку известный российский ученый Иван Васильевич Гайворонский. Стараниями профессора и усилиями его коллег многие годы собиралась та самая коллекция анатомических препаратов, которая отныне перестала быть тайной.
Впрочем, выставка недаром обозначена как «научно-просветительская». Эту миссию она выполняет, но не без доли шока. Ведь не каждый день простой горожанин может видеть человеческое тело, разобранное на составные части и органы, которые в изобилии представлены в зале. Всего, по словам организаторов, было отобрано для показа около полутысячи экспонатов. Ранее их могли видеть только специалисты – медики, студенты медицинских учебных заведений, судмедэксперты. А нынче они представлены во всей своей натуралистической и эффектной «красоте».
Подобное стало возможным не только потому, что наше общество уже созрело для подобных публичных экспериментов, а еще и потому, что в самом принципе сохранения бренных останков homo sapiens заложен элемент научной сенсации. Суть метода, разработанного на кафедре ВМА, состоит в том, что применяется полимерное бальзамирование, которое упрощает и делает возможным процесс изготовления и длительного сохранения биологических объектов для обучения и просвещения. По сути, этот метод открывает новые пути в медицинском образовании, усиливает наглядность и эффективность познания будущими врачами тайн человеческого тела. А у него (тела) есть немало секретов. Например, скелет новорожденного младенца составляют около 800 костей, тогда как скелет взрослого человека включает в себя чуть более 200 элементов.
Устройство экспозиции выглядит как постепенное погружение в сложный мир человеческого тела, в котором, если вспомнить школьные уроки анатомии, существуют несколько взаимосвязанных друг с другом систем: от кровообращения до пищеварительной. Авторы выставки разумно отделили одну от другой, снабдив наглядными пояснительными стендами каждый раздел. Принцип сравнения выдержан от начала до конца. Вот вам внутренние органы человека такие, какими они должны быть после стольких-то прожитых лет. А вот те, которые затронули недуги и болезни.
Присутствуют на выставке и те экспонаты, аналоги которых знакомы публике по соответствующим залам петербургской Кунсткамеры. Однако организаторы экспозиции пощадили нервы возможных посетителей и устроили специально отгороженный отсек, где можно увидеть результаты трагических и непоправимых «шуток» природы в процессе деторождения. Кстати, дети тоже допускаются на выставку, но только в сопровождении взрослых. По отзывам смотрителей выставки мальчики и девочки реагируют на увиденное адекватно, без криков ужаса и падений в обморок. Некоторые даже улыбаются. А вот взрослым будет явно не до улыбок. Ибо принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» на выставке воплощен в просветительских и предупредительных целях неотвратимо и основательно. Как говорится, есть над чем подумать. Особенно когда перед взором предстают легкие бывшего курильщика или печень, отмеченная страшной печатью цирроза. При этом на выставке дежурят специалисты с медицинским образованием. Они охотно и подробно комментируют: отчего и почему происходят такие жуткие трансформации того, что называется человеческим телом.
Очевидно, что часть подобных изменений происходит вовсе не по вине самого человеческого индивидуума, а по причине жизненных обстоятельств или ввиду законов природы. Один из них ехидно сформулировал в свое время поляк Станислав Ежи Лец, сочинивший однажды надгробную эпитафию: «Жизнь проходит. Увы! Не без последствий». И нам надо очень и очень стараться, чтобы сохранить то удивительное чудо природы, каким является наш организм. К сожалению, мы чаще всего начинаем думать об этом только тогда, когда этот самый организм сигнализирует нам болезненными ощущениями. В полном соответствии с русской пословицей о том, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Когда я задал своему спутнику по осмотру экспозиции доктору Валерию Михайлову вопрос об уникальности открытой выставки, то получил ответ, прозвучавший не без оттенка гордости. Суть его заключалась в том, что подобной коллекции нет нигде в России, а уж во всем мире вы вряд ли сможете найти нечто подобное. Шок от знакомства со столь необычной экспозицией проходит достаточно быстро. Главное понять: зачем она устроена. Думаю, что не для удовлетворения чьих-то некрофильских интересов и культурных амбиций. А скорее для того, чтобы те, кто ее увидит, могли думать вовсе не о смерти, а о жизни.
Оригинал статьи >>>