Online video hd
Смотреть с сюжетом видео
Официальный сайт ufa-check 24/7/365
Смотреть видео бесплатно
На «Свободе» – КГБ, а в Питере – крейсер.Радио Свобода, 18 октября 2011
Александр Невзоров и Николай Руденский поговорили о патриотизме Елена Рыковцева: Что такое быть патриотом в современной России? Правда ли, что для современных молодых людей не осталось ничего святого? А если и осталось, то что же именно? Александр Невзоров: Терплю. Елена Рыковцева: В 20 часов 30 минут Владимир Путин довольно скучно поговорил с руководителями… а это, знаете, такой появился коллективный Ларри Кинг в российской журналистике – три руководителя каналов (Первого, второго и НТВ) ходят дружно на интервью и отдельно друг от друга уже не воспринимаются. Они берут интервью то у Медведева, то теперь у Путина. Эта троица начала мне напоминать «Кавказскую пленницу», такое знаменитое трио, где у каждого своя роль. Владимир Путин: Вот уважаемый Владимир Михайлович… Елена Рыковцева: Николай Руденский, что вы скажете? Я не буду комментировать, я же сотрудник радио. А вы что скажете, как внешний зритель? Николай Руденский: Владимир Владимирович, очевидно, учился, помимо чисто профессиональных навыков, еще и марксизму-ленинизму, в том числе и диалектике. И этот пример блестяще это иллюстрирует. Пример господина Кулистикова тут совершенно не единичен. Сам Владимир Владимирович в первой половине 1990-х годов был помощником видного российского демократа, мэра Петербурга Собчака, и как-то даже не очень звучала эта его профессиональная связь с органами государственной безопасности, во всяком случае, он на это как-то не напирал, ему в голову не приходило этим гордиться. Потом времена изменились… Елена Рыковцева: Просто тогда НТВ не было, он не смог его возглавить первым. Николай Руденский: Во всяком случае в тех тогдашних примитивных СМИ он достаточно красноречиво изобличал порочные нравы, царящие на этой станции. Правда, грехом, в отличие от господина Кулистикова, он службу там не называл, поскольку, видимо, относился к этому, как к профессиональному заданию. Ну и скажу, что просто, в конце концов, журналисты – это не самая принципиальная, к сожалению, публика на свете. Кажется, это еще у Щедрина, кого-то спрашивают «какое направление вашей газеты», ответ: «Кормимся, Ваше Сиятельство». Так что, может быть, все объясняется таким примитивным образом. Елена Рыковцева: Слишком большое внимание уделяется этой реплике Владимира Кулистикова «был такой грех», ну, пошутил человек, такое идиоматическое выражение. Дело в том, что в официальной распечатке, которая висит на сайте правительства Российской Федерации, это заменили на «было такое дело» – может, пожалели Кулистикова, чтобы не подставлять под стрелы бывших коллег, хотя это просто идиома, не будем же мы к ней цепляться. И вы бы так сказали про свою бывшую работу в «Гранях.ру», например: «Был такой грех». Ну, шутка… Николай Руденский: Может быть, и шутка. Но вообще, господин Кулистиков – человек веселый, радостный, шутить он любит, умеет по-своему, так почему бы и нет? Елена Рыковцева: И мы это ценим. Александр Невзоров: Я это воспринял, конечно, с совершенно понятной завистью, потому что повесить «Веселый Роджер» на «Авроре» – это мечта всякого человека. И спасибо этим ребятам, что они эту мечту воплотили. Но они все равно не доходили до такого разбоя, до которого доходил я в отношении этого крейсера в свое время. Потому что если кто-то и шарахал из пушки, то это была в свое время съемочная группа «Секунд». Я даже не помню, зачем именно нам это понадобилось, но в пушку было засунуто большое количество взрывпакетов пиротехнических, и без всяких согласований, без всяких предупреждений, поскольку я пользовался тогда совершенно сумасшедшей снисходительностью Министерства обороны, милиции и всех остальных, я из этой пушки жахнул. Шуму было очень много, но я этому, как всегда, не придал значения. Вообще, акция прелестная совершенно. Елена Рыковцева: По поводу охраны… Что значит «лихие 1990-е»? Вас тогда легко пропустили на «Аврору» жахать из пушки. Я сегодняшнюю «Независимую газету» читаю: «Инцидент на крейсере «Аврора привлек внимание петербургских правоохранительных органов. Начальник ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленобласти Михаил Суходольский призвал Министерство обороны плотнее заняться вопросами безопасности на историческом корабле. С тем же призывом выступили и коммунисты Петербурга. Николай Руденский: Я бы присоединился к Александру Глебовичу в его, как бы это сказать… Елена Рыковцева: Мечтах? Николай Руденский (смеется): Я имею в виду низкую оценку крейсера «Авроры», как какой-то национальной святыни. Думаю, что у нас и в Петербурге, и в других городах есть много куда более ценных памятников, которые гораздо больше нуждаются в охране и сохранении. А что касается «Веселого Роджера» на матче, я не знаю, о чем думали исполнители этой акции, но, по-моему, это как раз действительно весьма и остроумно, и исторически точно. Крейсер «Аврора» в советской, во всяком случае, мифологии стал символом того, что произошло в октябре 1917 года, а в октябре 1917 года произошел пиратский или, выражаясь чуть более современным языком, рейдерский захват власти. Так что флаг с черепом и костями на матче этого крейсера вполне уместен, на мой взгляд. Елена Рыковцева: Ведь они же выдвигают лозунги борьбы с нищетой, какие-то очень социальные, вполне себе коммунистические, а коммунисты все равно недовольны. Сейчас против них ополчились все эти организации партийные в Санкт-Петербурге и Москве, ветераны возмущаются и говорят, что это не метод бороться с нищетой за счет символом революционных. Чего здесь все-таки больше вы видите – надругательства над революционным символом или попыток привлечь с помощью этого символа внимание общественности к бедным, сирым, убогим? Вот такой ценой, да, громкой. Александр Невзоров: Всякая протестность, особенно молодежная протестность, особенно протестность экстремистская и экстремальная всегда, с точки зрения людей, уже устаканившихся, всяких членов партий, политических объединений, выглядит хулиганством. Уверю вас, что с точки зрения этих людей реальные действия реальных матросов крейсера «Аврора», которые захватили в свое время крейсер, поскидывали в воду офицерское командование и уже вытворяли все, что хотели, под руководством взбунтовавшихся бывших семинаристов, это тоже было бы оценено и как хулиганство, и как диверсия, и как кощунство, потому что на тот момент «Аврора» была боевым крейсером русской армии, у нее были свои воинские традиции, то есть бухтели бы в любом случае. Елена Рыковцева: Читаю пейджер. Реагируют наши слушатели пока, правда, на самую первую часть нашей беседы, но я обязательно прочитаю, потому что потом пойдет про «Аврору». Роза пишет: «Мне кажется, Путин в своем выступлении про Радио Свобода прямо сказал, что бывших разведчиков не бывает, возможно, будут оргвыводы и по вашему радио. Это вам комплимент». Роза, если комплимент, спасибо. И реклама очень большая. Александр Невзоров: С его точки зрения, русские анархисты приняли его раньше, чем флибустьеры, буканьеры и так далее. Ну, у всех людей свои исторические подсчеты и представления, поэтому давайте не будем с этим дискутировать. Елена Рыковцева: Также нам пишут, что в Гражданскую войну некоторые белогвардейские части сражались именно под таким флагом – черным с черепом и костями. Возможно, именно это КПРФ не понравилось. Я думаю, что вот эти молодые люди не вкладывали такого уж большого смысла в эти череп и кости, не размышляли, когда появился этот флаг, кто выходил под ним. Николай Руденский: Действительно, это и христианский символ – Голгофа, но я не думаю, что так далеко они заходили, и наиболее общепринятое восприятие – это пиратский флаг, тут все правильно. Елена Рыковцева: Александр, как вы считаете, какие святыни у современной молодежи должны оставаться и сегодня? «Аврора»-то давно не святыня, это правда. Что должно быть и должно ли быть вообще что-то? Александр Невзоров: Я полагаю, что не должно быть ничего, по крайней мере, ничего навязанного и ничего проистекающего из системы идеологических ценностей. Святыней в известной степени, как бы нравственным камертоном должен быть Уголовный кодекс, потому что это основа взаимодействия людей между собой. Известно, что приматы – достаточно конфликтные существа, и без этого документа, без такого нравственного камертона, как Уголовный кодекс, действительно сосуществование было невозможно. Все остальные попытки каким-то образом скрепить, идеологизировать молодежь, всегда проваливались и всегда будут проваливаться, тем паче попытки патриотические, которые являются чем-то абсолютно противоестественными и наихудшими, потому что если мы задумаемся над тем, что такое патриотизм, то поймем, что это препарат, с помощью которого государству и государственному аппарату гораздо легче управлять своими подданными (выделенное курсивом – редакторский эвфемизм того, что на самом деле прозвучало в эфире). Потому что там, где государство должно было бы предложить свои обязательства, там, где оно должно было бы предложить свои гарантии, оно пытается проскочить, проехаться на неком таком зомбо-воодушевлении. Елена Рыковцева: А задокументированность эта может сочетаться с патриотизмом? Все-таки может быть какой-то сплав – и документ, и бумажка, и при этом патриот Родины? Александр Невзоров: Взаимоотношения с Отечеством должны быть абсолютно контрактными, меркантильными и очень жесткими, особенно с таким Отечеством, как наша матушка-Россия, которая феерически подла и неблагодарна в отношении тех, кто гибнет за нее. Зная ее тенденцию пожирать своих детей с чавканьем и делать это в огромных масштабах, конечно, эти отношения не должны носить никакого вот этого зомбического характера, когда есть некая идея, причем эта идея чаще всего не является национальной идеей, поскольку никто не в состоянии понять, что является национальной идеей. Елена Рыковцева: Александр, Вы даете, конечно, крайне грубое определение патриотизма. Вы сказали о том, что в такой стране, для такой родины вообще невозможно быть патриотом, ну, только какой-то может быть местный, местечковый, домашний патриотизм в тряпочку. А она не стоит того, чтобы ее защищать, клясться ей, и идти за нее без контракта? Александр Невзоров: Мы знаем ее свойства и привычки, мы знаем ее, скажем так, подлость, в том числе гипертрофированную, в том числе и в отношении тех, кто за нее погибает. Но мы никогда не можем дифференцировать, за что именно погибают люди, потому что если мы говорим о патриотизме всерьез, то это то свойство, которое требует пожертвования жизни собственной и прежде всего в ситуации войны. Мы никогда не можем определить: а это нужно было тому высокому понятию Родина или это нужно было пьяному Ельцину на этот момент? Кому это было нужно? И вот эту демаркационную линию провести невозможно, потому что ведь пейзажи Левитана, которые олицетворяют Россию, они же не присылают повестки в военкомат и они не берут налоги. Повестки в военкомат, идиотские команды на идиотские штурмы и идиотские налоги, которые потом неизвестно как тратятся, берет ведь не родина. Елена Рыковцева: Но, кроме того, идиотские штурмы в Грозном не закончились, они продолжались и продолжаются, в 2008 году тоже было много чего идиотского по части штурмов. Александр Невзоров: Дело не в этом. Елена Рыковцева: И в этом тоже. Александр Невзоров: И никто не в состоянии отделить: а в действительно ли это было потребностью страны? Потому что мы каждый раз имеем дело с проявлением воли только непосредственного государственного аппарата. И неподчинение воле этой сиюминутной и, может быть, бредовой (и чаще всего бредовой) этого государственного аппарата почему-то считается антипатриотизмом. Елена Рыковцева: Но есть приказ, он не обсуждается, и патриот, не патриот – он его должен выполнить, это если говорить о солдатах. Давайте не говорить сейчас о солдатах, потому что тут много чего переплетается – приказ с понятием патриотизма и с осмыслением, нужен этот приказ или не нужен, а если нужен, то кому. Он не должен, по идее, размышлять, этот человек, теоретически, если он присягу давал. Александр, уточню: все-таки должен, не должен он идти в бой? Александр Невзоров: Вариативность поведения при боевых действиях огромна. И когда тебя надули и накачали и зазомбировали некой химерой под названием «патриотизм», это одно, и ты ведешь себя одним образом… Елена Рыковцева: А расскажите-ка, какие варианты? Вот вам говорят – «завтра на штурм», варианты ваших действий, пожалуйста? Александр Невзоров: Вариативность солдата и поведения солдата огромна. Он может не переть под огонь. Он может вести себя гораздо осторожнее, без лишней бравады и без этого зомбического воодушевления. И тогда у него гораздо больше шансов остаться в живых. Елена Рыковцева: Одним словом два варианта поведения – либо переть на рожон, как говорят партия, правительство, командиры-генералы, либо быть осторожнее, беречься? Ну, я не военный, я не готова об этом рассуждать. Николай Руденский: Я думаю, конечно, патриотизм – это такое понятие, такая ценность, которым очень легко злоупотреблять и, действительно, власть это очень часто делает. Есть такое высказывание, по-моему, Фридриха Дюрренматта, что «когда государство начинает убивать людей, оно называет себя родиной». И в то же время я бы уж не заходил так далеко в нигилизме, как Александр Глебович. Даже если взять этот наиболее спорный, кровавый аспект патриотизма, то, что связано с войной, со смертью… Наверное, не случайно господин Невзоров привел в пример чеченскую войну. Он так осторожно высказался, что – ну, не будем говорить о том, насколько эта война была справедливой, законной и так далее. Я убежден сейчас и тогда был убежден, что эта война не была законной, не была справедливой. Если слово «война» до сих пор в подавляющем большинстве у наших людей ассоциируется с войной Великой Отечественной, там все-таки было все иначе… Елена Рыковцева: Освободительной, а не захватнической. Николай Руденский: …и вряд ли можно было тогда решать проблемы путем каких-то колоссальных материальных страховок за потерянные руки-ноги и так далее. «Солдат, как автомат, существующий для выполнения приказов, поскольку принял присягу» и «солдат, как человек, действующий в соответствии с собственными нравственными принципами, имеющий собственную волю» – это дилемма, до конца не разрешимая. Но все-таки солдат – это не просто автомат, и из этого, наверное, надо исходить. Елена Рыковцева: А что святого может быть в России? Николай Руденский: В России есть такая вещь, как русский язык, есть такая вещь, как литература, которая действительно уникальна и представляет собой грандиозную культурную ценность мирового масштаба. Елена Рыковцева: Балет еще скажите, и космос. Николай Руденский: Я бы не ставил их на одну доску с литературой. Ну а чем вам, собственно, так?.. (смеются) Есть наша история, в которой, конечно, много горьких страниц, но есть люди, есть события, которыми можно гордиться. Елена Рыковцева: Я не спросила: чем гордиться. Конечно, мы сейчас длинный список можем составить, чем гордиться. Я говорю о символике в голом виде. Для кого-то, конечно, крейсер «Аврора» – это символ. Николай Руденский: Если символ, то никак не патриотизма, на мой взгляд. http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24362311.html |
||
В хорошем качестве hd видео
Онлайн видео бесплатно